Положение о НОУ "Умники и умницы"
1. Общее положение.
1.1 Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся ОУ, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
1.2 Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора ОУ по научно-методической работе.
1.3 Положение о научном обществе рассматривается на заседании совета научного общества и принято общим собранием членов НОУ. Собрание – это высший орган НОУ. Собрание проводится в начале учебного года (примерно в октябре) и только после того, как в ОУ изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На общем собрании утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5–10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается название НОУ, план его работы на год, принимаются эмблемы и девиз.
Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Заседание совета НОУ – 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция ОУ проходит 1 раз в год в апреле.
2. Цели и задачи научного общества учащихся.
2.1 Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
2.2 Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
2.3 Активное включение учащихся ОУ в процесс самообразования и саморазвития.
2.4 Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
Устав научного общества учащихся
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Возраст вступления в НОУ – 13 лет.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
– выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т. д.);
– получить необходимую консультацию у своего руководителя;
– иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
– получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
– выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении;
– представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;
– опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Педагог-руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
– регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей области;
– периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
– обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
– активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
– строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
– строго выполнять требования к оформлению научной работы.
2.5 Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для совершенствования процесса и профориентации.
Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь в решении следующих задач:
– овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
– почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
– научиться методам и приемам научного исследования;
– научиться работать с литературой;
– стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
3. Основные направления работы.
3.1 Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
3.2 Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3.3 Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
3.4 Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
3.5 Привлечение научных сил к руководству научных работ учащихся.
3.6 Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
3.7 Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
3.8 Редактирование и издание ученических научных сборников.
Конференция проводится административным и научно-методическим советом ОУ с целью:
– развития познавательных интересов и творчества учащихся, развития кругозора в различных областях знаний, привития навыков самостоятельной работы;
– вовлечения учащихся в научный поиск стимулирования активного участия в научно-исследовательской жизни своей страны;
– профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации.
4. Участники конференции.
К участию в конференции допускаются учащиеся 8–11 классов, активно участвующие в работе научной секции и получившие разрешение научного руководителя и консультанта на участие в школьной научной конференции.
5. Общие требования к работам.
На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами предметных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, чертежами, схемами.
Научная работа должна быть:
– исследовательской;
– актуальной;
– иметь практическую значимость.
В работе должны быть следующие составляющие:
– поставлены задачи;
– намечены пути их решения;
– работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список используемой литературы, титульный лист;
– работа, представленная на конференцию, сопровождается тезисами и рецензией научного руководителя.
6. Планирование работы научного общества учащихся.
Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование работы научного общества учащихся.
План научного общества учащихся может включать следующие разделы:
1. Заседание Совета научного общества учащихся.
2. Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ.
3. Научно-исследовательская деятельность.
4. Творческая деятельность.
7. Запись в научное общество учащихся.
Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. Записываясь в научное общество учащихся, ученик пишет заявление примерно следующей формы:
Заявка на участие в конкурсе научных работ учащихся
Тема будущей работы _____________________________________
Секция __________________________________________________
Дата и подпись __________________________________________
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходит не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.
После того как ребята определились с тематикой своих научных работ и секции, в которой они будут работать, составляется четкое расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы.
8. Подведение итогов работы НОУ и награждение победителей.
8.1. Итоги работы НОУ подводятся на школьной конференции.
8.2. Победители школьной конференции представляют свои работы на районной научной конференции учащихся.
8.3. Победители школьной и районной научной конференции учащихся награждаются грамотами и подарками. Задача научного общества «Умники и умницы» дать возможность учащимся приобщиться к научно-исследовательской работе в разных областях.
|