Краеведческая работа
Краеведческая работа в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Она помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, с честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
«Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрешься» - гласит русская пословица.
Цели и задачи краеведческой работы:
- научить детей быть духовно богатыми (общение природой, с людьми, умения замечать красоту) и счастливыми (трудиться весело, с удовольствием, любя свое дело, любясь результатами своего труда);
- заложить в ребенке основные качества хозяина своей земли, ответственного за жизнь в широком смысле этого слова;
- научить быть добрым (это не очень просто);
- научить детей любить человека, в первую очередь маму, папу, друг друга.
Краеведческая работа помогает воспитать в детях многие качества человека – личности, человека интеллигентного, а также самое главное и важное человеческого качества – стремление к познанию.
Итак, чтобы добиться этой цели, необходимо, чтобы родители (взрослые) участвовали в краеведческой деятельности своих детей: помогали ребенку в работе, учебе; чтобы они осознали, что краеведческая деятельность есть действенное средство духовного сближения родителей и детей.
Краеведческое объединение нашей школы посещают дети разного возраста.
В младшем звене стало традицией начинать краеведческую работу с летописи семьи. Изучение семьи – одно из самых доступных форм, так как здесь сильно чувство личной причастности. Поэтому отвлеченный материал становится близким и доступным. Вся работа оформляется в альбоме. Титульный лист оформляют родители, а последующие рисунки – ребенок. Дети очень любят работать с этим альбомом. Они рисуют, пишут стихи о маме, папе, бабушках, дедушках и других членах семьи. Работа с «Летописью» имеет большое значение для ребенка, и не только для него. Чтобы нарисовать что - то, кого-то дети наблюдают. Думают, беседуют с родственниками, многое узнают о своей семьи; часто под влиянием своего ребенка взрослые тоже начинают заниматься тем же, чем и дети.
В среднем звене материалы «Летописи» оформляются в виде родословного дерева.
Дети выполняют дома с привлечением родителей и родственников. В каждом доме, в каждой семье есть документы различного характера. Так, в свидетельстве о рождении отражено время и место рождения, имена и отчества родителей, их фамилия. Свидетельство о браке содержит сведения о времени и месте его заключения, о девичьей фамилии матери, дата рождения супругов. Свидетельство о смерти содержит о времени, месте и причине смерти. Данные о профессии, образования. Званиях, наградах предков могут содержаться в свидетельствах, удостоверениях, грамотах, дипломах и наградных свидетельствах. Для мужчин универсальным документом является военный билет, который содержит все эти сведения. Эти документы – неотъемлемая часть семейного архива. Но существуют еще и государственные архивы, куда допускаются лишь взрослые люди, некоторые документы можно заказать.
В старшем звене в краеведческой работе возникает вопрос о более глубоком изучении «Летописи».
Краеведы получают индивидуальные задания, например «Мой дедушка – фронтовик». Великая Отечественная война ближе по времени. Многие ее участники еще живы. Жива и память о ее жертвах. Одно лишь воспоминания о многих погибших до сих пор отдается острой болью в сердца живых. Проводятся встречи с ветеранами педагогического труда и Отечественной войны.
Юные краеведы отчитываются о том, что они сделали – подробно рассказывают о родственниках – ветеранах, об их боевом пути, орденах, медалях, грамотах, благодарностях командованиях.
Краеведческая работа как средство сотрудничества детей и взрослых играет важную роль, только сообща можно добиться значимых результатов, достижений.
Результатом нашей плодотворной работы участие семьи Александровых во Всероссийском конкурсе «Семейный архив» в Москве.
Также Александровы Марина и Ирина на районной исследовательско–краеведческой конференции по теме «Родословная», заняли 1 место. Поиск юных краеведов продолжается, и задача, стоящие перед нами будут выполнены.
|